Мы начали свой бизнес год назад – разработка веб-сайтов. До этого мы все три основателя (я-менеджер, сеошник и программист) работали в известной в нашем регионе студии. За год мы выполнили все, что планировали. Наша студия стала известной в регионе, у нас постоянно появляются новые клиенты и мы занимаемся поддержкой старых. У нас дружный небольшой коллектив из 7-ми штатных сотрудников и мы работаем с примерно 10-ю фрилансерами на данный момент. А теперь о мифах.
1. Душевная свобода. Плюс первый. Мы можем определять наши стили разработки сайтов, общения с заказчиками, направления в графике и программной части. Мы свободны сами выбирать куда нам идти, все наши движения вперед – наши и только наши. Нам никто не диктует правила, мы можем устроить выходной в день рождения студии, можем в праздник устроить корпоративный поход в кино. Мы сами задаем тон в коллективе – цель на дружеские отношения, на сплоченный идеей коллектив. Мы оформляем офис так, как нам нравится и даем нашим сотрудникам свободу оформлять свои рабочие места – как вздумается им – у дизайнера на столе плюшевая собачка, у ген.дира фигурка египетского бога, у меня за спиной плакат с кошечкой. Мы собираемся студией – выезжаем на турбазу и ходим в гости друг к другу – мы всегда вместе. Это и есть наша свобода.
2. Работа в неурочное время. С этим могу согласиться частично. Первые полгода для меня это действительно было так. Проектов не было, мы начинали с нуля, обзванивали клиентов, искали заказы на фрилансе. Я так часто была на free-lance.ru, смотрела новые проекты, отвечала в них, шлифовала портфолио, что сейчас меня уже просто тошнит от этого сайта, от его внешнего вида и пр. – но это уже скорее эмоциональное) я работала с 7-ми утра (в это время я начинала смотреть проекты, проснувшись, сразу проверять почту и проекты) до 24-ех или 1-у нового дня. Я вела до 25 проектов сразу и еще искала новые. Помню раз мы пришли с мужем из кино, отсутствовали дома 3 часа, я сразу же открыла ноутбук в час ночи и начала смотреть ленту проектов на фрилансе – и поймала себя на мысли – хватит, пора остановится. Через месяц мы взяли менеджера, потом программиста и еще потом одного, штатного дизайнера. Как раз прошло полгода. Сейчас я выполняю административные обязанности и обязанности арт-директора. Муж, который работал программистом в студии – кодит собственные проекты студии и менеджерскую crm. Мы работаем с 9-ти до 18-ти, потом занимаемся хобби или домашними делами. Я открываю дома почту или проекты только если совсем нечем заняться. Все счастливы.
3. Финансовая свобода. Как сказали в комментариях – у начальника ты получаешь строго отведенные, у себя свои – сколько заработаешь, даже если это 1 рубль – но он твой. Особых проблем с выплатой зарплат себе у нас не было. Конечно, в приоритете всегда сотрудники, только потом мы сами. Было время, когда мы зарабатывали меньше, чем самый любой из наших сотрудников. Но никто не влезал в кредиты, не занимал у друзей и не жил впроголодь. Мы зарабатывали нормальную среднюю зарплату в нашем городе. Если понимать, что это бизнес, а не игрушки – то все будет нормально. Процитирую еще одно замечательное утверждение с хабра – если начнете вести себя как дети, то будете получать зарплату конфетами. (за точность не отвечаю). Мысли о том, что сотрудники получают больше вас – это негативные мысли. Чем больше зарабатывает бизнес в общем – тем выше зарплаты сотрудников – тем больше они мотивированы и счастливы. К тому же вы все-таки работаете на себя, для себя.
4. Самореализация. Отличнейшая штука – тут как раз все и сразу. Если грамотно организовать свой бизнес, то вопросы налоговой, бухгалтерских фич, будут касаться вас 2-3 раза в месяц в худшем случае. У меня на компьютере стоит 1С, я выставляю счет раз на дню – сразу несколько, меня это не напрягает. К бухгалтеру, которому мы платим 2000 (на удаленке) мы ездим раз в месяц, с налоговой встречаемся раз в два месяца. Никаких напрягов.
Зато – программист изучает новые программные фичи, осваивает новое и задает тон в программировании, сеошник занимается своим делом, а я перешла из разряда менеджеров в разряд арт-директора. Мне нравится делать дизайн больше, чем вникать в программирование. Я занимаюсь тем, чем мне нравится. Конечно так было не всегда, но буквально полгода. Полгода, пока мы работали втроем. Сейчас делегирование полномочий дает свободу для самореализации.
5. Мой бизнес-мои правила Это абсолютно так, частично я написала в п.1. мы сами нанимаем сотрудников, формируем дружный коллектив – в котором всем комфортно друг с другом работать. У нас нет негатива, зависти, агрессии и намеренных больничных с отпусками. У нас есть идеи, которые разделяю все, персонал мотивирован, оформлен официально, полный соц.пакет – и нормальная зарплата – средняя для нашего региона. Все работают четко и слаженно, если надо – берут работу домой.
Вместо заключения. Наш пример далеко не идеален, но он адекватен и довольно объективен. Мы не секта оптимистов – и когда ситуация нестабильна мы откровенно говорим об этом. Я просто говорю о том, что можно смотреть на вещи под другим углом – не так страшен черт как его малюют. Не надо пугаться мифов людей, которые только начали, а уже плачутся. Это как в отношениях, всегда удивлялась – как можно в конфетно-букетный период ссориться – это время, когда только узнаешь человека, буря эмоций, пробуешь что-то новое – период радости и счастья. Не все гладко конечно бывает, но это сглаживается. Потом все сменяется стабильностью и уверенность. Так и тут – трудные периоды проходят и переживаются легко – если смотреть позитивно. А потом начинается стабильное функционирование.
Начинайте свой бизнес – это нелегко, но это возможно.
|